ЯН


ЯН
, 1) (Jahn) Отто, знаменитый археолог, филолог и художеств. критик, род. 16 июня 1813 в Киле. ум. 9 сент. 1869 в Гёттингене; учился в университете в Киле, Лейпциге и Берлине, 1836–39 совершал путешествие с научной целью по Франции и Италии, 1839 сдал экзамен на приват-доцента филологии в Киле, 1842 сделался профессором археологии в Грейфсвальде, 1847 перешел на ту же должность в Лейпциг, где однако 1851 был уволен за свои политические убеждения; 1855 профессор археологии и директор академического художественного музея в Бонне. 1867 приглашен был в Берлин, но умер после продолжительной болезни в Гёттингене. Кроме многих ценных филологич. и археологич. трудов мы обязаны Яну классической биографией Моцарта (1856–59, 4 тома; 2-е изд. 1867 2 т., 3-е изд. [обработ. Г. Дейтерсом] 1889–91; англ. перев. П. Таунсенда, 1882). Произведение это не только превосходно само по себе и исчерпывает свой предмет, но имеет также для музык. литературы выдающееся значение в том отношении, что здесь впервые к музыкальной историографии применены приемы филологически-критического метода; в этом смысле оно составило эпоху и послужило образцом для позднейших биографов и историков музыки (Кризандер, Спитта, Поль). Кроме того Я. написал: "Über Mendelssohns Paulus" (1842), полемические статьи в "Grenzbote" о Берлиозе и Вагнере, разбор полного собр. сочинений Бетховена в изд. Брейткопфа и Гертеля; позднее все это было издано в одном сборнике под назв. "Gesammelte Aufsätze über Musik" (1866). Я. сам был хорошим музыкантом, что видно из его песен (4 тетради, частью на верхнегерманск. диалекте) и хоров (1 тетрадь). Он редактировал также издание клавираусцуга "Фнделио" Бетховена. Его биография Моцарта возникла без заранее определенного желания, из все более и более расширявшихся подготовительных исследований и собирания материалов для биографии Бетховена; накопились также материалы и для биографии Гайдна. Выполнению этих планов помешала, однако, смерть; подготовительные работы Я. были использованы и закончены подходящими для этого людьми: Тайером (Бетховен) и Полем (Гайдн). – 2) Вильгельм 1835–1900; отличный дирижер в Праге (1857–64), Висбадене (1864–81, корол. театр) и Вене (1881–97, директор придв. оперы). Издал романсы. – 3) (Jan) Карл фон, весьма заслуженный в области исследований по истории музыки филолог, род. 1836 в Швейнфурте. 1859 получил в Берливе степень Dr. phil. за диссертацию "De fidibus Graecorum" ("O струнных инструментах у греков"); затем преподавал в гимназиях в Берлине, Ландсберге и др., пока 1883 не был приглашен профессором в страсбургский лицей. Я. написал много весьма ценных статей по истории музыки, помещенных частью в "Allgem. musikal. Zeitung" (1878 о древнегреч. ладах, 1881 о диавлосе), частью в филологич. журналах. 1891 он написал обстоятельный анализ "Isagoge" Бакхиуса (программа страсбургского лицея), "о метрике Бакхиуса" в журн. "Rheinisches Museum f. Philologie" (T. 46), "о гимнах Дионисия и Мезомеда" 1890 в "Jahrb. d. Philologie" Флекейзена, "о гармонии сфер" ("Philologus" T. 52), "Руссо как музыкант" в "Preuss, Jahrb." (T. 56) и т.д. Выдающееся значение имеет издание критически-просмотренного текста греческих музык. писателей: "Musici scriptores graeci: Aristoteles. Euclides. Nicomachus. Gaudentius. Alypius" (1895) с приложением "Melodiarum reliquiae" (все сохранившиеся нотированные песнопения; пополнен. и исправл. в отдельном издании 1899). Ум. 1899 в Адельбодене (Швейцария). – 4) Maistre [Jan], См. Галлус. 2.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы: